Монастыри
Слонимский р-н, пос. Жировичи. Свято-Успенский ставропигиальный мужской монастырь.
Слонимская земля, изобилующая пышной зеленью и яркими красками, с холмами и пригорками не может не впечатлить человека, впервые на нее ступившего. Невольно на ум приходит сравнение: как в раю! А когда еще в 12 километрах от города вы увидите сверкающие на солнце золотые купола с крестами, непременно утвердитесь в мысли, что Небесное совсем рядом. Обрамленная, словно кусочками неба, голубыми озерами, на холмах возвышается Свято-Успенская Жировицкая обитель. Неведомая сила -- ласкающая, умиротворяющая влечет туда, где будто соприкасаешься с Вечностью, где живет красота смысла и истины человеческой жизни, та неопалимая купина, которая горит неугасаемым духовным огнем, огнем очищения человеческой души...
В 1609 г. монастырь подчинен унии. После ее упразднения в 1839 г. монастырь одним из первых вернулся в православие. При нем находилось управление Литовской православной архиепископии. В 1845 г. Литовская семинария переведена в Вильно, а в Жировичах создано духовное училище, которое просуществовало до 1915 г.
После Рижского договора 1921 г. Жировичи оказались в составе Польского государства. Несмотря на неблагоприятное отношение государства, монастырь продолжал существовать, хотя и был малонаселенным.
В 1947 г. была восстановлена деятельность Жировичской духовной семинарии. С 1960 г. при монастыре жили монахини из закрытых Полоцкого и Гродненского женских монастырей. Нависла угроза закрытия и над Жировичской обителью. Но благодаря молитвенному подвигу насельников, монастырь пережил все тяжелые испытания и вступил в этап своего возрождения. В 1989 г. восстановлена деятельность Минской духовной семинарии. В 1998 г. основана Минская духовная академия имени святителя Кирилла Туровского.
Комплекс монастыря, сформировавшийся в XVII–XVIII вв., включает Успенский собор (1629–1671), церкви: Явленскую (построена в 1672 г. на месте явления чудотворной иконы), Крестовоздвиженскую (1769) и Георгиевскую (на кладбище, XVIII в.), колокольню (1828), здания семинарии (1710), жилой корпус, госпиталь, хозяйственные строения.
В поселке Жировичи располагаются самые известные в Беларуси святые источники.
Один из них находится в Свято-Успенском мужском монастыре под спудом Успенского собора. Согласно церковному преданию, ключ бил из под дикой груши, на которой в 1470 году явилась икона Божией Матери, названная Жировичской . Вскоре здесь был построен храм, сначала деревянный, а позже каменный. Под алтарем храма был оборудован колодец, в котором находился исток родника. Советские власти пытались засыпать его. Однако ключ все равно выбился наружу. И сейчас колодец находится в крипте Свято-Успенского собора.
Особенно почитается и посещается многочисленными паломниками и местными жителями источник, находящийся в двух километрах от монастыря, в урочище Викня. До 1939 г. там находилась часовня, освященная в честь Успения Божией Матери; с приходом советской власти часовня была разрушена. В настоящее время на источнике устроена просторная деревянная купальня, в которой можно встретить окунающихся людей круглый год.
В Жировичах имеются ещё источники, освящённые во имя Иоанна Крестителя и икон Божией Матери «Казанская» и «Владимирская» (с купелью), а также источник из которого истекает крещенская вода.
Слонимский р-н, д. Великая Кракотка. Зосимо-Савватиевский мужской монастырь.
Свято-Зосимо-Савватиевский мужской монастырь в д. Великая Кракотка берёт своё начало от прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы.
В
В ноябре
В 1959-1961 гг. во время гонений на веру храм был закрыт и отдан под клуб. Церковное имущество было разграблено. К концу 1980-ых гг. от некогда красивейшей церкви остались полуразрушенные стены.
В 1990-1991 гг. храм был восстановлен. И снова в его стенах зазвучало славословие Богу.
В
Недалеко от обители в сосновом бору на берегу ручья Иорданка вот уже более сотни лет пробивается из песка целебный источник, освящённый в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и почитаемый народом с давнейших времен.
Ежегодно здесь совершаются водоосвятные молебны, но с особой торжественностью в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля). Воду из этого источника берут не только местные жители, но и паломники, и путешественники из ближнего и дальнего зарубежья.
В монастыре находятся великие святыни. Паломники могут поклониться частицам мощей святых Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев. Частицы их мощей были лично доставлены настоятелем из Соловецкого монастыря.
В обители также пребывает список чудотворной иконы Божьей Матери "Скоропослушница", доставленный с Афона.
г. Слоним. Свято-Благовещенский женский монастырь.
Расположенный в Слониме ремонтный батальон готовился к передислокации. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, были написаны прошения с просьбой о предоставлении места расположения воинской части для нужд Новогрудской епархии.
В марте 1999 года решением Совета Министров Республики Беларусь воинская база рембата была передана в безвозмездную собственность Новогрудской епархии. В августе военные покинули место своего расположения, и с этого времени на территории бывшей военной части начала устраиваться монашеская жизнь.
В ноябре 2001 года из Свято-Успенского Жировичского монастыря для несения послушания сюда переехали 23 сестры Сестричества при Жировичской иконе Божией Матери. А 10 декабря уже было образовано Свято-Благовещенское Сестричество г. Слонима. Старшей сестрой была назначена монахиня Екатерина (Валянская). Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 21 июля 2003 года Свято-Благовещенское Сестричество было преобразовано в Свято-Благовещенский женский монастырь в г. Слониме. Настоятельницей обители была назначена монахиня Синклитикия (Молодецкая: 1937-2010 гг).
В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Дария (Альховик). Стараниями игумении Дарии отремонтирован домовой храм святого благоверного князя Александра Невского, расписана монастырская трапезная.
Всего в монастыре на данный момент 15 сестер, занятых на различных послушаниях. Некоторые из них являются преподавателями Духовного училища, существующего при монастыре, входят в состав его администрации.
Нелегкий молитвенный труд взяли на себя монахини, инокини, послушницы, но постепенно его результат стали чувствовать все: молитва, казалось, очищала все вокруг, объединяла сердца в служении Господу, отгоняла нападки злых сил.
Кроме ежедневных Богослужений, монашеского правила стала читаться здесь ночная Псалтирь. Жизнь монашеская начинается рано: в 5.30 утра в храме служится полуношница, часы, затем Божественная Литургия...
При монастыре действует иконописная мастерская. Изографы пишут образы в древнерусской традиции. Используют они при этом только природные материалы. В мастерской создают иконы для своей обители, Свято-Успенского Жировичского мужского монастыря. Помимо этого, изографы пишут образы на заказ.
На территории обители строится новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Обустраивается монастырское подворье в с. Поречье Слонимского района, где восстанавливается храм святого Георгия Победоносца.
Старинные храмы
г. Слоним. Собор в честь Святой Троицы.
Существование Свято-Троицкой церкви относится к самым древним временам. Известно, что на месте нынешнего храма в XVI веке существовала деревянная православная церковь Святой Троицы.
В ней находилась местночтимая икона преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов. В день памяти этого Святого в Свято-Троицкой церкви совершалось торжественное богослужение, которое посещало множество богомольцев.
После заключения Брестской унии в 1596 г. храм был отобран у православных и впоследствии разобран.
На его месте в 1635-1645 годах из кирпича был построен костел, при котором в 1749 г. образован монастырь бернардинцев. Чтобы изладить из памяти православных христиан память о православных святынях, католическое духовенство пошло на такой шаг : вместо богослужений в день памяти преподобного Антония Печерского, которые очень любил православный народ, в костеле стали совершаться торжественные службы по западному обряду в честь католического святого Антония Падуанского.
В 1864 г. бернардинский монастырь был упразднен. В 1867 году здание костела передано православным, в нем была устроена церковь в честь Святой Троицы. Тогда же было возрождено и празднование памяти прп. Антония Печерского. В день его памяти, как и в старые времена, стали совершаться торжественные богослужения. Так в 1867 году богослужение совершил соборным чином настоятель Жировичского монастыря архимандрит Николай (Редутто), а в 1868 году находившийся на покое в Жировичском монастыре архиепископ Михаил (Голубович).
В годы Второй Речи Посполитой 1920-е - 1930-е годы храм был передан римо-католикам и обращен в костел. Во время Великой Отечественной войны храм вновь стал православным и восстановлен как Свято-Троицкая церковь.
В 2002г. приобрел статус собора.
д. Большие Шиловичи. Церковь Казанской иконы Божьей матери.
По имеющимся данным деревянный храм в Шиловичах существовал c XV века. Нынешний храм построен в 1818 году из кирпича в виде корабля и освящен в честь святителя Николая Чудотворца. В 1882 году храм был перестроен и вновь освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1932-1939 годах настоятелем храма был протоиерей Андрей Куц, в прошлом преподаватель Виленской Духовной семинарии.
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Пока фашистские войска вели оккупацию польской территории, в пределы Западной Беларуси вошла Красная Армия.Польская власть прекратила свое существование, а новая еще не вступила в свои права.За несколько дней безвластия местные активисты, почувствовав вседозволенность и возомнив себя хозяевами, не замедлили выплеснуть злобу на тех, кто им был не по нраву.Начались невиданные бесчинства.
Все понимали: в наступившие дни безвластия, когда жизнь человеческая уже ни во что не ставилась, священнику смерти не миновать.Так оно и случилось. Мученическая кончина отца Андрея и матушку Елену настигла в их собственном доме.
На вторые сутки после эвакуации Слонимского военного гарнизона и полиции пятеро подвыпивших безбожников явились утром в дом к священнику и стали “производить конфискацию”, то есть грабить. Забрали скотину, разный сельскохозяйственный инвентарь, очистили кладовую одним словом, взяли все, что сочли ценным.После этого они связали священника, а над супругой жестоко надругались, скрутили руки и, вытащив в сени, проткнули ее — заостренной палкой. Не выдержав таких мучений, матушка Елена скончалась. А отцу Андрею эти нелюди выкололи глаза, отрезали язык, нос и уши. Обнаженные, изуродованные и окровавленные тела отца Андрея и матушки Елены погрузили на повозку, в которой уже лежали три ранее убитых человека, и отвезли за село на болото у реки Щара. Выкопав неглубокую яму, сбросили туда убиенных.
Смерть протоиерея Андрея Куца, последовала между 1 сентября (приход Красной Армии) и 17 октября 1939 года.Желая скрыть следы своего преступления, бандиты облили останки бензином и сожгли. Потом на это место с находившейся рядом фермы стали сбрасывать навоз.Как рассказывают местные жители, один благочестивый человек откопал останки и перезахоронил их. Интересно, что недалеко от фермы, через поле у дороги стал расти из земли каменный крест. Он в половину человеческого роста и стоит очень твердо.
Кто знает, может, это Господь так отметил место захоронения своего служителя протоиерея Андрея и его супруги .
Храм святой мученицы Параскевы в с. Старые Девятковичи.
По имеющимся данным храм в с.Девятковичи существовал с 1675 года. Тогда же храм был наделен землей. В 1779 году был построен новый храм на каменном фундаменте. Нынешняя церковь построена в 1820 году из дерева в виде корабля на средства владельца имения Девятковичи действительного тайного советника помещика Войцеха Пусловского.
В 1964 году храм был закрыт. Богослужения возобновились в 1989 году.
Почитаемые иконы
Слонимский р-н, пос. Жировичи. Жировичская икона Божией Матери.
Чудотворная икона была явлена в 1470 г. в жировичском лесу — собственности православного землевладельца Александра Солтана.
Пастухи заметили необычайно яркий свет, струящийся в ветвях грушевого дерева. Подойдя ближе, они увидели на дереве небольшую икону Божией Матери, поклонились ей и отнесли своему хозяину, а он закрыл икону в ларец. На следующий день, как гласит предание, к Солтану пришли гости, и хозяин решил показать находку. Но иконы в ларце не оказалось.
Через какое-то время пастухи вновь нашли ее на том самом месте и отнесли к Солтану. На этот раз он отнесся к иконе с глубоким почитанием и построил на месте ее явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Вокруг деревянного храма вскоре возникло поселение и образовался приход.
Около 1520 г. во время большого пожара храм сгорел. В огне пропала и чудотворная икона. Но однажды крестьянские дети увидели дивное зрелище: Дева необычайной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне, держа в руках икону, которую все считали сгоревшей. Дети поспешили сообщить людям о чудесном происшествии. Жители поселка во главе со священником направились к тому месту и увидели на камне ту же икону Божией Матери, совсем не поврежденную огнем. Ее временно поместили в доме священника, а камень обнесли оградой. Когда был возведен каменный храм, икону с почестью поместили в нем.
В XVII–XVIII вв. монастырь принадлежал униатам. Жировичская икона пользовалась почитанием униатов и католиков. Для поклонения ей в Жировичи приезжали короли Речи Посполитой, представители известных родов Полубенских, Войнов, Радзивиллов, Сапег.
В 1839 г. монастырь вместе с иконой возвращен в православие. Во время Первой мировой войны Жировичская икона была вывезена в Москву, находилась в храме Василия Блаженного на Красной площади, а в 1924 г. возвращена в обитель.
Ныне Жировичская икона помещена в иконостасе около царских врат главного монастырского Успенского собора. Она вырезана на яшмовом камне и по размеру легко умещается на ладони. Живописные списки с Жировичской иконы Божией Матери можно увидеть во всех храмах Беларуси. Празднование иконы совершается 20 мая (н.ст.).
Подробнее об истории чудотворной иконы...
Слонимский район, д. Мижевичи. Мижевичская икона Божией Матери.
Находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы д. Мижевичи.
Образ представляет собой рельефное изображение иконы Божией Матери в овале, сделанное из металла, размерами 10 на 7 сантиметров.
По преданию, икона принадлежала походной церкви одного из русских полков. Когда полк, стоявший в Мижевичах, отправлялся в путь, повозка, куда уложили походную церковь с чудотворной иконой, не могла сдвинуться с места. Даже после того, как отслужили акафист Божией Матери, повозка не тронулась. Стало понятно, что икону следует оставить здесь. Тогда икона была вставлена в большой деревянный крест, который утвердили на том месте, где стоял престол походной церкви. Крестьяне стали собираться на молитву к этому образу, а с течением времени построили на том месте деревянную церковь, освященную в 1800 г.
Прихожане Мижевичской церкви в середине XIX столетия свидетельствовали, что с момента появления иконы не было в Мижевичах ни пожара, ни повальной болезни, чего нельзя было сказать о соседних селениях.
В 1864 г. на месте старой церкви был выстроен и освящен новый храм, где и разместили икону. По заступничеству Пресвятой Богородицы храм оставался целым и невредимым в трудные годы XX столетия.
Празднование в честь иконы совершается 10 августа (н.ст.).
Слонимский р-н, д. Деревная. Колпенская икона Божией Матери.
Находится в Свято-Троицком храме д. Деревная.
Образ писан на жести, размер его 87 на 60 сантиметров.
Согласно преданию, эта икона была обретена в конце XVIII ст. в лесу, в полутора верстах от имения графа Тимена. На месте явления была построена деревянная церковь, в которой поместили обретенную икону.
Близ храма находился целебный Колпенский источник. На праздничные богослужения собиралось так много народу, что церковь не вмещала всех молитвенников.
В 1939 г. местные активисты КПЗБ подожгли церковь. Храм полностью сгорел, но икона по милости Божией была спасена. Ее перенесли в деревнянскую Свято-Троицкую церковь.
В 1963 г., храм в Деревной был закрыт. Колпенскую икону поместили в музей религии и атеизма в Гродно, где она находилась до 1989 г.
Впоследствии по ходатайству верующих икона была возвращена на место своего пребывания в деревнянский Свято-Троицкий храм, переданный общине в том же 1989 г.
В настоящее время на месте сожженного в 1939 г. храма и на месте явления иконы установлен крест. Ежегодно 9 июля, в день памяти Тихвинской иконы Божией Матери, в Свято-Троицком храме д. Деревной совершается Божественная литургия, а по завершении крестный ход с Колпенской иконой на место явления сего образа, где на источнике совершается малое освящение воды.