Новые материалы на сайте:
Православный интернет
И еще несколько советов...
Первый — ничего не бойтесь и не смущайтесь. Ваше незнание церковных обрядов не является препятствием в Ваших отношениях с Богом. Он Сам видит, зачем и как Вы к Нему пришли, и, несомненно, принимает Ващу безыскусную молитву. Даже если Вы поначалу что-то сделаете «не как положено», если Вам сделают замечание или даже обругают, — не смущайтесь, знайте, что это попущено Господом, чтобы проверить Вашу веру и смирение: пришли ли Вы к Богу или пришли себя показать.
Отсюда вытекает и второе: имейте терпение, не торопите события духовной жизни по принципу «все или ничего»; все придет, но только со временем… «терпением вашим спасайте души ваши», — сказал Господь (Лк. 21, 19).
Третье — имейте доверие к Богу, к святым отцам, к 2000-летнему опыту Церкви Христовой, спасающей и спасшей уже миллионы душ. Без доверия нет веры. Не соблазняйтесь Вам непонятным, неубедительным и, возможно даже, неприятным — не судите сходу, вручите суд весь Богу, а сами откройте свое сердце тому, что Вам уже сейчас близко, и примите в себя этот дар Божий. Об остальном говорите себе: «Если мне это сейчас непонятно, значит, мне это пока не нужно».
Не впускайте в себя соблазн — это может быть, и, скорее всего, есть сеть, расставленная на душу Вашу лукавым. Так, например, многие «новоначальные» соблазняются непонятностью для них церковнославянского языка. Но почему же тогда, пожив несколько лет церковной жизнью, те же люди, как правило, становятся убежденными защитниками сохранения этого богослужебного языка? Да потому, что со временем открывается то, что не видно с первого взгляда, — чудная красота и духовная насыщенность этого чистого, созданного святыми отцами духоносного языка. Вряд ли найдется нормальный человек, который будет ратовать за то, чтобы заменить язык поэзии языком канцелярии (потому что тот якобы точнее), или язык канцелярии языком базара (потому что тот «народнее»). А то, что пока Вы не все понимаете из церковных молитв — не скорбите; как мы уже говорили, душа способна «впитывать» благодать богослужения и молитвы и без полного участия в этом рассудка (поэтому, кстати, так важно верующим родителям читать вслух молитвы при своих младенцах и приносить их в Церковь на службы).
И, наконец, четвертый совет, в сущности, вытекающий из вышесказанного: будьте настойчивы в достижении своей цели на пути к Богу. Не опускайте рук после первых разочарований и неудач. Излечение и спасение души — труд более кропотливый, чем излечение тела, и не нужно ожидать на этом пути одних восторгов и успехов. Даже «сто раз на день падая — сто раз вставай» — учат наши святые, и именно через эти падения ведет путь к победе. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), — вот утверждающее слово самого Спасителя, и только с пониманием этого можно приступать к духовному деланию.
Все вышесказанное не отменяет необходимости учиться.
Для этих целей существует множество пособий, как-то: «Первые шаги в православном храме», объяснение литургии и всенощного бдения и т.п.; в настоящее время они вполне доступны.
При этом, безусловно, незаменимой школой христианской жизни является непосредственное участие в богослужениях и живое общение в Церкви. Когда мы начнем понимать, что происходит на богослужении в каждый конкретный момент, мы ощутим ни с чем не сравнимую радость общей молитвы, радость общения с Богом.
Все осваивается постепенно и в свое время — не нужно ничего бояться, смущаться своего незнания, все станет на свои места, когда должно: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Назад к списку