«Не бойся, только веруй» - Духовная трапеза
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новые материалы на сайте:

Библия Онлайн

Духовная трапеза

 

О жизни на земле

На земле нужно жить только для Неба (Прп. Анатолий Оптинский)

Старайся жить , как Бог велит , а не как все живут , потому что мир во зле лежит. (свт. Варсонофий Оптинский)

Соблюдай заповеди Божии, и заповеди Его поведут тебя путем прямым.(Прп. Ефрем Сирин)

Обуздывай гнев, чтобы не выступать из ума. Удерживай око, и язык пусть знает меру. Уши пусть будут замкнуты ключом, и да не любодействует смех. Владей плотию и смиряй ее как можно лучше. Светильником всей своей жизни признавай разум.(Свт. Григорий Богослов)

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, - чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх, - а мы как заляжем на землю, так и встать не можем.(Прп. Амвросий Оптинский)

Оттого многое в общественных делах и частных идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок. (Свт. Иоанн Златоуст)

Живи так, как бы каждый день, переживаемый тобою, был последним в жизни, - и не согрешишь пред Богом...(Авва Исаия )

Люди, не способные управлять собой, еще менее способны управлять своим языком.

Люди, не способные установить спокойствие в своем сердце, еще менее способны установить спокойствие в государстве.

Люди, не способные видеть мир в себе, еще менее способны видеть себя в мире.

Люди, не способные соучаствовать в чужой беде, еще менее способны соучаствовать в чужой радости. (свт. Николай Сербский)

Избери наилучшую жизнь, навык же потом сделает ее приятною. (Сщмч. Петр Дамаскин)

Надо молиться, да укажет Господь путь ...  (Прп. Никон Оптинский)

Доброе дело не есть всякое доброе дело, а лишь такое доброе дело, которое делается ради Бога. (Прп. Никон Оптинский)

О грехе

Как избавиться от грехов должно:

1) всякий день, отходя ко сну, совершать "личную" исповедь ко Господу, в коей все грешное - в мыслях, желаниях, чувствах и движениях страстных;

2) совершать ежеминутную исповедь, т.е. всякую мысль, пожелание, чувство и движение страстное исповедать Богу с сокрушением духа и просить прощение и силы избежать впредь;

3) открывать всякое недоумение, смущение или новое разумение своему духовному брату (единомысленному) или духовному отцу. (Свт. Феофан Затворник)

Грех, живущий в глубине души, умерщвляется в ней принятием такого поста, который подлинно достоин сего наименования. (Свт. Василий Великий)

Не дано человеку и невозможно искоренить грех собственною своею силою. Бороться со грехом, противиться, носить и принимать язвы - в твоих силах, а искоренить - Божие дело.(Прп. Макарий Великий)

Не пренебрегай никакою погрешностью, хотя бы она была менее всякого зловредного животного, но поспеши исправить ее покаянием... (Свт. Василий Великий)

Из всех зол человеческих один грех есть действительное зло, а не бедность, не болезнь, не обида, не злословие, не бесчестие и даже не смерть. (Свт. Иоанн Златоуст)

Грех есть самое величайшее наказание, хотя бы мы и не были наказаны. (Свт. Иоанн Златоуст)

Больно расставаться со страстью, но не больнее, чем вечно страдать.(Филарет, архиеп. Черниговский)

От греха не столько получаем мы удовольствия, сколько скорби; тут и совесть вопиет, посторонние люди осуждают, и Бог прогневляется, и геенна угрожает поглотить нас, и мысли не могут успокоиться.(Свт. Иоанн Златоуст)

Грех часто принимает вид правды!(Свт. Игнатий Брянчанинов)

Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум и свободу воли, способность различать добро и зло и самовластие. Злые же страсти рождаются от нерадения и беспечности людей. Отнюдь не виноват в них Бог. (Св. Антоний Великий)

О борьбе со страстями

Кто одним воздержанием покушается утолить сию брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, плавая одною рукою. Совокупи с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы. (прп. Иоанн Лествичник)

Не ужасайся, если и каждый день падаешь и не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и, без сомнения, Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение. Когда язва еще нова и горяча, тогда удобно исцеляется, но застарелые, оставленные в небрежении и запущенные раны не удобно исцеляются, ибо для врачевания своего требуют уже многого труда, резания и прижигания. Многие раны от закоснения делаются неисцельными, но «…у Бога же вся возможна…» (Мф.19:26 (прп. Иоанн Лествичник)

Прилежная молитва есть погибель унынию, а память о Последнем Суде рождает усердие.(прп. Иоанн Лествичник)

Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей.(Авва Дорофей)

Дети считают мячики, куклы, игрушки важными вещами, а неразумные грешники - пиршества, блудодеяние и роскошь. Человек, будь человеком, ибо живя безумно, ты-вол; расхищая чужое, ты-волк; предаваясь блуду, ты-свинья или конь неистовый ; живя коварно, ты-змей и аспид; поступая безрассудно, ты-осел; когда ты непокорен и бесчувственный, ты-камень. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек : "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию" (Быт.1:26) (свт. Иоанн Златоуст)

Если бы как-нибудь по немощи человеческой и возбудился гнев, то нужно скрывать его, чтобы с течением времени вовсе подавить. Ибо таково свойство гнева, что, сдерживаемый, он ослабевает и утихает, а обнаруживаемый, более и более разгорается. Следовательно, нужно расширить и распространить сердце, чтобы, сжимаемое теснотою малодушия, не наполнялось жаром бурного гнева (прп. Иоанн Кассиан Римлянин)

Старайся отсекать страсти прежде,нежели они обратятся вам в навык . (Авва Дорофей)

О жизни с Богом

Господу нужен каждый человек : и простой рыбак Петр, и величайший ученый и мудрец Павел. Мы такие непохожие, как листочки на дереве. Но каждый нужен Господу, и от каждого Господь ждет, чтобы хоть две лепты были им положены в дело спасения и своей души, и своей семьи, и своего города, и своего народа, и всего человечества.

Несмотря на нашу худость, мы являемся избранниками Божиими. Почему можно с уверенностью это сказать ? Потому , что ни один из нас сам себе веру не изобрел; Господь Сам нас выбрал и Сам поставил перед собой. Как Он начал с апостолов, так кончает с нами. Раз Господь нас призвал, значит, Он считает, что мы вполне можем что-то созидать. И мы должны над этим трудиться. (протоиерей Дмитрий Смирнов)

Человек, ищущий Бога и стремящийся иметь связь с Ним, насыщается Божиим присутствием… И опытом доказано, что человек, который имеет личные отношения с Богом, не чувствует в себе пустоты. Потому он не испытывает тяги к чему-то другому, в чем имел потребность раньше, чтобы заполнить свою пустоту, потратить время или утолить интерес.

Человек, который имеет связь с Богом, не имеет потребности курить, пить или бродить по улицам, чтобы убить время. Он чувствует в себе полноту, уравновешенность, и это побуждает его беречь себя от всего лишнего, чтобы оставаться уравновешенным и счастливым (митрополит Лимассольский Афанасий)

Благодарность Богу за полученные от Него дары есть сосуд, в который благодать Божия полагает новые (Свт. Филарет, митрополит Московский)

Бога имей началом и концом всякого дела (Свт. Григорий Богослов)

Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай злоключений, будто неправедных, но переноси их как праведно тебя постигающие. Ибо терпение каждым случаем пробуждает память о Боге (Прп. Марк Подвижник)

Что дается от Бога, все то должно принимать с благодарением.

В жертву Богу преимущественно пред всем прочим приноси душу (Свт. Григорий Богослов)

О смирении

Смирение - это нечто великое и божественное, а путь к нему- считать себя ниже всех. Что это значит, считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться. (преп. Никон)

Смиренномудрый не изумляется, не смущается и только говорит: "По воле Твоей, Господи, да будет со мною". (Прп. Исаак Сирин)

Смирение есть свойство Христово, есть мир Божий. Желающий приобрести смирение должен изучить Евангелие и жить по заповедям Христовым (Свт. Игнатий Брянчанинов)

Когда хвалители наши или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу. (Прп. Иоанн Лествичник)

Чтобы спастись, надо смириться, потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен, и скажет: «Почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но всем желает добра и всем бывает довольна (Прп. Силуан Афонский ).

Есть гордость людская - это мудрование, а есть гордость духовная - это самолюбие. Оно и точно, люди воистину с ума сходят, если на свой ум полагаются да от него всего ожидают. А куда же нашему уму, ничтожному и зараженному, браться не за дело свое. Бери от него то, что он может дать, а большего не требуй ... Наш учитель - смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. А благодать Божия - это все. Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись и скажи себе: "Хотя я и песчинка земна, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мною воля Божия ..." Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, но действительно смело, как и подобает истинному христианину, положишься на Господа, с твердым намерением безропотно подчиниться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются пред тобою тучи и выглянет солнышко, и осветит тебя, и согреет, и познаешь ты истину радости от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе ... (Прп. Анатолий Оптинский)

Смиренное сердце уподобляется равнине. Как во время дождя все воды стекают с гор и собираются в равнинах, так и благодать Божия, изливающаяся на всех людей, любит собираться в глубине смиренного сердца. Ток благодати, подобно речным устремлениям, изливается в долы. (Свт. Филарет, митрополит Московский

Бог прощает тех только, которые сами не прощают себя. Если будешь считать себя худшим, то Господь сочтет тебя лучшим. (Свт. Димитрий Ростовский)

Смирением можно научить и других смирению; гордостью нельзя смирить гордых.(Свт. Филарет, митрополит Московский

О покаянии

Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души. (Свт. Иоанн Златоуст)

Неминуема встреча с Господом, и надо к ней готовиться. Наши грехи - это солома, сгорающая при этой встрече. Надо самому заранее произнести над собой суд и самому ,готовясь к той встрече, отделиться от соломы, сжечь ее покаянием.(Свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский)

Покаяние есть возвращение Крещения, обещание Богу нового жития, примирения с Господом, посредством добрых дел, противоположных грехопадениям. (Свт. Авва Дорофей)

Каждый день грешить и каждый день каяться – это никак не движение вперед, а топтание на месте. Пока покаяние не станет преобладать и согрешения не уменьшатся, наши дни будут заполнены строительством и разрушением одной и той же башни. Значит, ты должен постараться, чтобы однажды смог показать неразрушенным что-то из вчера строенного. Это будет твой первый день жизни.(Свт. Николай Сербский)

Никогда Бог не отвергает истинного раскаяния, и даже если бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее)состояние.

Начало покаяния - осуждение грехов. (Свт.Иоанн Златоуст)

Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца.

Слушайте и содрогнитесь:хотя море благости исполнено щедрот, но если человек не приносит покаяния,он не получит милость в день Суда.

О,как велика сила покаяния: оно умилостивляет Бога,уже изрекшего приговор. С кротостью приступает к Нему,напоминает воззреть на Свою благодать,и приговор изменяется на прощение. (Прп.Ефрем Сирин)

О страданиях и болезнях

Садовник обрезает деревья, чтобы быстрее и правильнее росли. Но если чрезмерно обрежет ветви и ствол, дерево усохнет. Верь, твои страдания никогда не могут перейти меру. Бог следит за каждым человеком внимательнее и милосерднее, чем любой садовник за своими деревьями.

Прекрасно говорит Нил Сорский: «Если гончар знает, сколько следует держать горшок в огне, чтобы он получил обжиг и не попнул, как Богу не знать меры наших страданий ?» Верь, Бог имеет больше рассуждения, нежели человек. (Свт. Николай Сербский)

Как лекарство приносит пользу телу, так болезнь - душе. (Прп. Анатолий Оптинский)

Испорченность души есть причина болезней телесных.(Свт. Иоанн Златоуст)

Воистину телесными болезнями душа приближается к Богу.(Свт. Григорий Богослов)

Кто научился благодарить Бога за свои болезни,тот недалёк от святости... (Свт.Иоанн Златоуст)

Здравие есть высочайший дар Божий, которое и должно хранить, а растраченное - возвращать медицинскими средствами. (Прп. Антоний Оптинский)

Болезнь – не позор и не знак отвержения Божьего. Напротив, и это милость Божия. От Бога все милость :хоть болезнь, хоть беднота, хоть беда. (свт. Феофан Затворник.

Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних - болезнями и помыслами. (Прп. Амвросий Оптинский)

Несчастье, которое Бог попускает нам , лучше счастья, которое мы сами себе строим. Своим верным Бог всегда благовременно попускает несчастье. Это голос друга, который в полночь будит спящих : «Пожар!». Мудрый оставляет загоревшийся дом, пусть горит, а спасает жизнь. Безумный же вопит среди пламени, сгорая и сам вместе с домом. (свт. Николай Сербский)

Не жалуйся, что Бог попустил болезнь тебе. Вспомни, что Бог попускал и более тяжелые болезни людям святости большей, нежели твоя.

Представь себе кусок железа, который годами лежит в углу кузницы. В конце концов он начинает просить кузнеца, чтобы тот сделал из него что-нибудь. Кузнец тотчас берет это железо, бросает его в огонь, а затем ,раскаленное, кладет под молот. Стоит ли железу жаловаться ?

И твоя болезнь – чтобы радоваться , а не жаловаться. Ибо ты молился Богу, чтобы Он сделал из тебя лучшего человека. И Бог взял тебя в работу, начал закаливать и ковать. Бог в работу взял тебя, больной!

Радуйся, ржавое железо из угла кузницы! ( свт. Николай Сербский)

Болезнь - это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою. (св.Серафим Вырицкий)

О помыслах

Если бы тебе предложили золотой кубок с лучшим в мире вином и сказали : «Пей, но знай, что на дне кубка скорпион» - ты бы стал пить ? На дне любого кубка земной сласти находится скорпион. Причем, увы, кубки эти неглубоки, так что скорпион всегда близко к нашим губам. . (Свт. Николай Сербский)

Не думайте, что можно безнаказанно позволять вольность мыслям, чувствам, словам и движениям. Надо держать все на привязи и управлять собой. Стали грешные мысли лезть в голову - отгоняйте их тотчас же ... Коль скоро просмотрен и пропущен враг, то уж жди или раны, или совсем поражения. Враг же замеченный не страшен. Только прикрикни - и побежит. (Свт. Феофан Затворник)

Господь не только за дела, но и за мысли и намерения воздаст каждому или венец, или наказания. (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)

Когда беспокоят помыслы, или смущают, или тревожат, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: "Да будет воля Божия!" Это очень успокаивает.(Прп. Варсонофий Оптинский)

Злые помыслы ведут к злым делам . (Свт. Филофей Синайский)

Что стыдишься делать перед людьми , о том стыдись тайно помышлять в сердце (Авва Исайя)

Если помыслы будем отсекать , отсечем и грех. От помыслов и грех бывает , как от корня - дерево (Свт. Тихон Задонский)

Не то навлекает на нас осуждение, что помыслы входят в нас, но то, когда мы даем им худое направление (Свт.Варсонофий Великий)

Как искра удобно погашается до появления пламени, так и худое пожелание удобно подавляется в начале (Иаков , архиеп. Нижегородский)

Как змей, извлеченный из темной норы на свет , старается убежать и скрыться , так и злые помыслы, будучи обнаружены откровенным признанием и исповедью, стараются бежать от человека (Авва Моисей)

О молчании

Какие это две недостойные вещи, о которых люди охотнее всего ведут разговоры ? Чужие грехи и свои победы.( свт. Николай Сербский)

Сын мой, убегай пустословия, чтобы не удалился от тебя Дух Божий. Больше молчи. (Прп. Антоний Великий)

Разумно молчащий думает, что он недостоин говорить.(Авва Дорофей)

Если возлюбишь молчание, то будешь любим многими.(Прп. Ефрем Сирин)

Старайся навыкнуть к молчанию уст, мыслей и сердца чрез постоянную борьбу твою с искушениями врага рода человеческого. Молчание породит смирение и сознание своей греховности и недостоинства перед очами Божиими и даст тебе нравственную силу на дальнейшую борьбу за осуществление того мира душевного, который приобретается нами годами борьбы с самим собой. (Митрополит Мануил (Лемешевский))

О трех предметах не спеши говорить: о Боге, пока не укрепишь веру в Него; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих ; и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета. (свт.Николай Сербский)

Любитель молчания приближается к Богу и,тайно с ним беседуя, просвещается от Него.(Прп.Иоанн Лествичник)

Тщательно внимай себе и если кто-либо оскорбит тебя, а в тебе от этого возбудится печаль или гнев, то сохрани молчание, никак не дозволь себе сказать в это время что-либо неприличное.Когда же молитва успокоит твое сердце,тогда объяснись кротко и мирно.(Авва Исайя Отшельник)

У тебя нечистые мысли? Пусть же, по крайней мере, будут чисты твои уста; не выноси вон этой грязи, чтобы не сделать вреда другому и самому себе, потому что не только говорящим, но и слушающим других, когда говорят постыдное, передается много нечистоты.(Святитель Иоанн Златоуст)

О праздности

Бог сотворил человека для труда; празднолюбец , следовательно, уклоняется от порядка Божия и от цели творения. Как незасеянная и ненасажденная земля производит траву сорную, так и душа , не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся к деятельности, по необходимости предается злым делам. (Свт.Иоанн Златоуст)

Сердце человеческое не может быть праздным; душа наша не может быть без дел.Если не занят ум святыми мыслями - он занимается мыслями пустыми или вредными.Если не занято сердце ощущениями чистыми, небесными, оно дышит чувствованиями нечистыми, мутными, плотскими. Если не стремится воля к небу, к выполнению святой воли Божьей, она идет путем греха, к аду. (Свт.Филарет Черниговский)

О богатстве и бедности

Если ты богат лишь тем, что вор может украсть и моль съесть, с чем останешься, если вор действительно украдет и моль съест ? (Св. Николай Сербский)

Отложив скорби о том, чего у вас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть . (Свт .Василий Великий)

Будем обвинять не вещи, но испорченную волю: ибо можно и богатство иметь, и не обольщаться. (Свт. Иоанн Златоуст)

Вы имеете поля, леса, сады, пруды, рощи и что еще? А маленький уголок земли, имеющий два шага в ширину и шесть в длину, будет вашим жилищем, и одного камня достаточно будет для вашей стражи.(Свт. Василий Великий)

Большое богатство само по себе не является ни злом, ни благом. И большие знания сами по себе не являются ни злом, ни благом. Но в руках плохого человека богатство становится злом, а в руках хорошего человека богатство становится благом. Точно так же в голове испорченного человека знания становятся отравой, а в голове хорошего человека становятся лекарством. (Свт. Николай Сербский)

Тяжело жить в бедности, но еще хуже разбогатеть неправедно.(Свт. Григорий Богослов)

О вере

Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни – не только каждого из нас, но и благосостояние целых обществ.

Вера без дел и дела без веры равно будут осуждены. Верить только, что бог есть, еще недостаточно; и бесы веруют. Должно веру оправдывать делами; такой веры от нас требует Христос. Если желаешь спасен быть верою, возлюби Того, в Кого веруешь. Предайся вере всею душою твоею и всею жизнию твоею так, чтобы вера была главною мыслию твоей жизни, и вся твоя жизнь выражением веры… (свт. Филарет Московский)

В повседневности люди живут и общаются между собой благодаря вере более, нежели чему бы то ни было.

В гостинице человек обедает с верой, что еда не отравлена; в постели спит с верой, что под подушкой нет скорпиона; на базаре принимает банкноту с верой, что она не поддельная; в лавке покупает спички с верой, что они не отсыревшие; по железной дороге едет с верой, что машинист паровоза-нормальный человек и не помышляет о самоубийстве. Крестьяние сеет рожь с верой, что семена взойдут… Брак держится на вере в благонамеренность обеих сторон. Дружба держится на вере в искренность обеих сторон.

Более 50% нашей земной жизни, общения с людьми и природой основывается на вере.Более 50% наших самых ценных знаний – это чистая вера. (Свт. Николай Сербский)

Как веревку подал Бог веру нам, утопающим в мутных водах греха, невежества и пороков, чтобы с помощью веры мы спасали жизни свои. (Свт. Николай Сербский)

О времени

Памятуй бывшее; положись на Господа в будущем; употребляй во благо настоящее.(Св. Филарет Московский)

Не любопытствуй о будущем, но располагай настоящим в пользу.Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не предузнал.А если оно скорбно - какое для тебя приобретение наперед томиться скорбью ? (Св.Василий Великий)

И хорошую привычку, и худую питает время, как дрова питают огонь. (Св.Петр Дамаскин)

Кто ожидает старости, чтобы посвятить себя Богу, тот ясно показывает, что он хочет сберечь для добродетели только такое время, которого он не может употребить ни на что более. (Протоиерей И.Толмачев)

О дружбе

Не столько умножение имущества, не столько оружие и стены, окопы и другие бесчисленные средства могут обезопасить нас, сколько искренняя дружба. (Св.Иоанн Златоуст)

Друзей прежде опробуй испытанием, и не всех делай себе близкими, не всем вверяйся, потому что мир полон лукавства. (Св.Антоний Великий)

Не имей же друзьями учителей вреда, не имей таких друзей, которые больше любят (сытный) стол, нежели дружбу.(Св.Иоанн Златоуст)

Если дружество с кем-либо для тебя вредно, удались от него.Если мы часто отсекаем члены тела своего, когда они бывают больны неизлечимо и вредны для прочих членов, то тем более должно поступать так с друзьями. (Св.Иоанн Златоуст)

О прощении обид

Благодеяния записывай на меди, а обиды - на воде. (Св.Исидор Пелусиот)

Если злопамятствуешь на кого, молись о нем, и, молитвою отдаляя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти. (Св.максим Исповедник)

Кто молится за врагов, тот не будет помнить зла, и кто бережет язык, тот не оскорбит ближнего. (Авва Евагрий)

Если по-человечески тяжело прощать обиды, то по-христиански гораздо тяжелее не прощать их. (Св.Филарет Черниговский)

О терпении

Весьма многие из людей хотят сподобиться Царствия - без трудов, без подвигов, без пролития пота, но сие невозможно. (Св.Макарий Великий)

Как терпением облегчается, так нетерпением умножается страдание. (Св.Тихон Задонский)

Терпеливый далек от гнева, чуждается раздражения, не прибегает к оскорблениям, не огорчается обидами и радуется в скорбях. (Св. Ефрем Сирин)

Бог не попускает на нас искушения паче силы нашей. В хрустальный и стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так и немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение. (Св.Тихон Задонский)

Все обиды терпи сначала молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обижающих. (Схиигумен Савва Псково-Печерский)

О милостыни

У Бога милость взвешивается милостью. Милости Божией ищи себе милостями к ближним. (Св.Григорий Богослов)

Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас. Ужели истощится твое богатство, если ты подашь милостыню? Оно не только не истощится, но к нему присовокупятся и блага небесные.(Св.Иоанн Златоуст)

Подавая лежащему на земле, мы подаем Сидящему на небе. (Св. Григорий Двоеслов)

Оказывай милость дарами, служением ближнему, утешением, терпением гнева ближнего, прощением обид. (Свв.Авва Дорофей и Иоанн Лествичник)

Если затрудняется делом ближний твой, раздели с ним труд, чтоб сподобиться тебе в Судный день услышать от Господа: что сделал ты одному из сих братьев Моих меньших, то для Меня сделал.(Св. Ефрем Сирин)

О духовной жизни

Духовная жизнь должна начинаться с сердца. Тогда все идет хорошо.

В духовной жизни нужно принуждать себя. Мы часто теряем духовный аппетит. Надо заставить себя съесть один кусочек, и аппетит появится.Так бывает, например, с вывихнутой рукой. Если мы ее только поглаживаем, толку не будет. Требуется резкое движение, чтобы сустав встал на место.

Не будем походить на черепаху, которая отправилась на свадьбу, а прибыла к крестинам.

Мы похожи на заросли крапивы. Издалека они кажутся зелеными, свежими, будто луг или сад, но когда ты приблизишься и коснешься их, тогда увидишь их зловредность и почувствуешь жала. (Из духовных наставлений схимонаха Паисия Афонского)

(Из духовных наставлений схимонаха Паисия Афонского)


Назад к списку