Новые материалы на сайте:
Православный интернет
Слово пастыря
Чтобы увидеть текст, щелкните по нему мышкой. И еще раз - для его закрытия.
Если у вас вдруг закипел на сердце гнев, надо знать, что это от диявола, ибо от Бога на душе всегда мир и тишина.
Даже если гнев наш справедлив, не всегда следует обличать человека. Вспомни слова премудрого Соломона: "Обличай премудрого - он тебя возлюбит; не обличай безумного - он тебя возненавидит". Прежде, чем сказать ближнему грубое слово, прочти сто раз молитву Иисусову или обрати все в шутку, сгладь, лишь бы не было ссоры. Когда на море разыгрывается буря, улитка, видя опасность, скрывается в раковину и опускается на дно. Так и мы, когда вокруг разгорается брань, должны набраться смирения и погрузиться в молитву.Как победить врагов? Усмири себя, ибо главный наш враг - это мы сами! Прп.Варсонофий Великий
Есть человек внешней жизни, каким он представляется посторонним, а есть человек сокровенной жизни, каким он предстоит перед Богом. Внешне порядочный человек часто скрывает от других свою не чистую, темную душу.
Помниться, мы, детьми, часто поднимали во дворе тяжелую доску. Ах, какой ужас! Ползли во все стороны какие-то серые, отвратительные гады, и как они прятались от света! Мы бросали доску и скорей убегали прочь! Пожалуй, у каждого в душе есть такая "доска". Внешне она изящна, полирована, и нам самим нравится, но надо поднять ее, пропитать светом Божиим, пусть очистится внутренность, и пусть предстанет перед Богом чистый сокровенный человек! "Дневник православного священника. 1909 г."
Человеку надо стать настоящим человеком, чтоб начать в лучшую сторону изменять мир.
А когда нравственно слепые люди "изменяют мир", они изменяют его в худшую сторону.Они хотят изменить мир, не зная этого мира, не веря в нравственную сущность ни его, ни человека...Океан крови пролился и продолжает проливаться ради отвлеченных проектов будущего.Оттого Священное писание и призывает не просто к изменению, но к слушанию Истины, к послушанию ей, к исполнению воли Творца.Им даны человеку пути истинного изменения и преображения человека. и только услышав Его голос, мы начинаем понимать себя и мир. и видим тогда, что надо в себе улучшить и в мире изменить.Арх.Иоанн Шанхайский
Многие даже не дают себе отчета в том, что ежедневно бесчисленно грешат, осуждая своих близких и знакомых.
Разбирая чужие недостатки, человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого.К подобным людям обращены слова аввы Исаии: "У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны." (Цветник духовный) . Нет греха, соделанного одним человеком, которого не мог бы совершить и всякий другой.Поэтому осуждающий, даже если он прав, должен честно признаться себе:а не совершил ли он сам того же греха? Святитель Феофан Затворник.
Вспомните слова Христа : «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Не нужно, говорит он, многих слов, ни пространных законов, ни разнообразного наставления: воля твоя да будет законом.
Хочешь ты получать благодеяния? Облагодетельствуй другого. Хочешь, чтобы тебя хвалили? Похвали другого. Хочешь, чтобы тебя миловали? Помилуй ближнего. Хочешь, чтобы тебя любили? Полюби сам. Хочешь пользоваться первенством? Уступи его прежде другому. Сам будь судьею, сам будь законодателем твоей жизни. И опять: ”что ненавистно тебе самому, того не делай никому” (Тов. 4:15). Это изречение ведет к удалению от греха, а предыдущее к совершению добродетели. ”Что ненавистно тебе самому, того не делай никому”. Не любишь терпеть обиды? Не обижай другого. Не любишь, чтобы тебе завидовали? И сам не завидуй другому. Не любишь, чтобы тебя обманывали? И сам не обманывай другого. Да и во всех вообще случаях, станем только держаться этих двух изречений - и не будем иметь нужды еще в другом наставлении. Знание добродетели вложил Бог в нашу природу, но приведение в дело и исполнение предоставил нашей свободе. Из записок афонского старца иеромонаха о.Арсения ,1899 г.
Не ссорься с человеком сильным, чтобы когда-нибудь не впасть в его руки. Не заводи тяжбы с человеком богатым, чтобы он не имел перевеса над тобою;
ибо золото многих погубило, и склоняло сердца царей. Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его. Не шути с невеждою, чтобы не подверглись бесчестию твои предки... Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем. Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем... Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих, и ты научишься от них рассудительности и - какой в случае надобности дать ответ. Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть от пламени огня его, и не восставай против наглеца, чтобы он не засел засадою в устах твоих. Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя; а если дашь, то считай себя потерявшим. Не поручайся сверх силы твоей; а если поручишься, заботься, как обязанный заплатить. Не судись с судьею, потому что его будут судить по его почету. С отважным не пускайся в путь, чтобы он не был тебе в тягость; ибо он будет поступать по своему произволу, и ты можешь погибнуть от его безрассудства. Не заводи ссоры со вспыльчивым и не проходи с ним чрез пустыню; потому что кровь - как ничто в глазах его, и где нет помощи, он поразит тебя. Не советуйся с глупым, ибо он не может умолчать о деле. При чужом не делай тайного, ибо не знаешь, что он сделает. Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя . Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
Корни наших грехов и являются возбудителями всех помыслов, восстающих на человека, когда он готов сделать движение из области греха на сторону добра.
Саможаление вопит: "Что это за жизнь? Впереди видится один труд, тяготы, скорби, лишения, которым конца не видно; иди, как среди терний по колючкам голыми ногами, – поминутные уязвления!" Чувственность подает голос: "И ту вещь оставь, и другую, и то перестань делать, и другое – словом, все, в чем я находила вкус, а занимайся только духовным! Это отвлеченно, сухо, непитательно, безжизненно". "Что скажут? Сочтут странным и чуждаться станут; между тем, надо порвать и ту, и ту связь, – как же быть после? А вот с этой стороны и вражды еще жди". Это вопль человекоугодия. А вот вопль земляности: "Будущее, конечно, будет – кто против этого спорит, – но ведь далеко еще, а тут-то как прожить? Живали же другие... Земное мы знаем, а там что? Это – в руках, а то – где оно?" Святитель Феофан Затворник
В нашей воле или усыпить совесть, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей.
Ибо, когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем этим, и когда она снова говорит, а мы не делаем,тогда мы усыпляем ее. И она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесой, начинает показывать нам вещи темнее и темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего,так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто ее вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть нечто Божественноеи никогда не погибает. Авва Дорофей.
Никому о себе не рассказывай, не делись — могут не понять, а спорить и доказывать — нет ни смысла, ни нужды; только лишнее словопрение без пользы.
Всё, что нарушает мир, отрезай, избегай, отходи — это необходимо. Главное — изнутри начинай, внутри очищай, а не напоказ — снаружи. Господь испытывает верность скорбями. Всегда вступивших на иноческий путь ждут скорби. Сразу — это для сильных. На середине ли пути, или — для совсем слабых — при конце жизни, чтобы не обратились в бегство. На пути — это для борьбы, для венцов. Господь насильно не удерживает, должно быть свое произволение, но, жалея, видя слабость и немощи, ставит в такие условия, что как бы этим заграждает путь к отступлению и заставляет терпеть. Любовь покрывает всё. Когда враг досаждает, хочет мелочами, досадами раздражить, разгневать, похитить мир сердца, скажи только: «Христос воскресе. Христос воскресе. Христос воскресе». Этих слов он боится больше всего, они его жгут, как огонь, и он убежит от тебя. Иеросхимонах Михаил (Питкевич)
Нельзя соединять браком жизни, чтобы «жить как все». Если уже сейчас, на пороге, это «жить как все» является не только предпосылкой, но и фактом, если уже сейчас «оправданы» («как все») будущие ссоры и измены, обиды и обманы, то нужно найти в себе хоть на копейку мужества, и честности, и жалости к другому человеку и порвать все. Пусть мучается или блаженствует, пропадает или нет, но без твоего участия и ответственности во всем том страдании, которое ему готовится в жизни.
Нельзя прибавлять страдания к жизни! Страдание жизни не Достоевский выдумал. Ты очень много видел уже, ты должен это знать. А сумеешь ли ты — не только не увеличить ее страданий, но и помочь ей пережить те, которые пойдут помимо тебя? Потом вопрос с ее семьей тоже очень важен. Ведь ты же не думаешь, что если прежде люди старались, чтобы семьи брачующихся были близки, что они это делали просто по глупости? В этом глубокий смысл. Дальность семьи или даже ее враждебность можно преодолеть, загладить только особым и непрестанным теплом дружбы между мужем и женой. Вообще нужно же отдать себе отчет, до последней глубины и серьезности, что без дружбы нельзя идти в брак. Ведь губы-то увядают весьма скоро, или (даже не увядшие) делаются вдруг чужими только потому, что в душу вдруг ворвался чей-нибудь более обольстительный образ, как ветер врывается в дом, если дверь закрыта небрежно. Все это надо в себе осветить, ничего не надо скрывать, надо быть в этом деле честным. Есть ли дружба? Есть ли в душе некая светлая комната, где не старые брюки или подвязки лежат на полу, а лежит на полу солнце, а стены как живая тишина — чтобы эту комнату беречь, украшать ее, а не идти в брак как на службу, «как все», ссорясь и утешаясь, со ссылкой на усталость и городскую суету. Потом, какова бы ни была семья ее, тебе должно быть дорого то, что это ее семья. Семья родившая навсегда остается для многих драгоценным кладом души, и поэтому надо быть во всяком случае тактичным. Ведь в браке происходит пересадка из одной земли в другую. Заготовил ли ты, как садовник, эту землю или ты все еще очень занят и земля твоя полна всякого хлама? Если так, то и не берись за выращивание драгоценных растений — живи один! Есть мудрость и правда Божия и честность в том, чтобы быть одному, если не умеешь быть вдвоем.
Святитель Григорий Нисский говорит :"Каждый из нас есть живописец своей собственной жизни. Наша душа есть как бы полотно, добродетель - краски, Иисус Христос есть образец, с которого мы должны списывать.
Как живописец имеет в уме, в воображении и перед глазами предмет, который хочет представить на полотне, так и христианин при всех действиях должен устремлять взоры на Иисуса Христа.И как кисть, водимая рукою живописца, кладет на полотно цвета, подобные тем, какие он находит в образе, так воля наша, чрез исполнение добродетелей, усматриваемых в Иисусу Христе, силится напечатлеть Его образ в душе нашей. И мы становимся христианами смотря по тому, насколько имеем сходство с Господом."
Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан духовно-болящих.В госпитале есть лекарь, который посещает и лечит, в Святой Церкви врач – Сам Христос, который посещает и врачует христиан духовно-болящих .
В госпитале не выздоравливают те больные, которые не слушаются лекаря и не воздерживаются от того, что он запрещает, так и в Церкви Христовой: те христиане остаются не исцеленными и не получают спасения, которые не слушаются Христа и поступают по своим прихотям, а не по учению Его. В госпитале не от всех болезней вылечиваются, но в Церкви не так: нет такой душевной и телесной болезни, которой Христос не мог бы исцелить, только бы сам больной желал того и просил Его… Святитель Тихон Задонский
При трясении решета остается сор; так нечистота человека - при рассуждении его. Глиняные сосуды испытываются в печи, а испытание человека - в разговоре его. Уход за деревом открывается в плоде его; так в слове - помышления сердца человеческого.
Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей. Если ты будешь усердно искать правды, то найдешь ее... Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней. Как лев подстерегает добычу, так и грехи - делающих неправду. Беседа благочестивого - всегда мудрость; а безумный изменяется, как луна. Среди неразумных не трать времени, а проводи его постоянно среди благоразумных (Сирах 27,4-12).
При многословии не миновать греха, а сдерживающий свои уста – разумен (Прит.10,19) Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души, которые, если открыть, - то выпустят всю теплоту.
Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить сколько и что хочет. Какой вред вниманию и внутреннему строю, наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие: К тому же с ним в близкой связи самомнение и дерзость, и самочиние – эти бури подобные разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха при многословии?!Святитель Феофан Затворник
Паисий Афонский наставлял: "Без терпения ничего не бывает. Некоторые так нетерпеливы, как человек, который хочет, едва посадив виноградник , на следующий день пить вино. Это, конечно, невозможно.
Тот, кто не имеет терпения, много мучается. Мороз ему кажется вдвойне морозом, а жара вдвойне жарой. Как солдат, которому кажется, что последний месяц его службы длиннее всей службы. Свое нетерпение они переносят на окружающих, постоянно жалуются на свою жизнь вместе того, чтобы потерпеть. Во всем необходимо большое терпение, а особенно — в вещах духовных... Когда Христос видит, что этот подвизается, но не получает человеческой помощи, тогда Он приходит Сам и помогает. Чем больше стеснишь себя, тем больше получишь благодати и радости".
Часто приходится видеть, что люди, приходящие в храм, ограничиваются лишь тем, что покупают и ставят свечи, подают записки о здравии и о упокоении, а после этого со спокойной душой покидают церковь.
Подобная практика - свидетельство несерьезного, необдуманного отношения к церковной молитве. Святитель Тихон Задонский предупреждает: «Берегитесь только телом стоять я храме, а умом (мысленно) бродить вне его, то есть телом перед Богом стоять, а духом на мирские дела отвлекаться, о таких Христос говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15,8)».
Интересы духа времени это те, которых не было вчера и не будет завтра. Дух времени - дух лжи и обмана. Ныне он хвалит то, завтра другое; над правилами и мыслями, которые считал он образцовыми за пять лет до этого, смеется он ныне, а спустя еще пять лет станет смеяться над тем, отчего в восторге сейчас.
Как в минуты опьянения, когда и в голове бывает шум, и в глазах все двоится и идет кругом, нельзя решительно ничего ни видеть, ни слышать, ни понимать надлежащим образом; так и под влиянием духа времени люди подвергаются таким же припадкам головокружения, и так же мало видят и понимают, как и в опьянении. Не уклоняй взора на пример многих, идущих широким путем: в аду будет место и многим». Св. Филарет, архиеп. Черниговский
Пусть Небесный Покров незрим, но и незримое может быть ощутимо. Присмотревшись внимательнее к своей жизни, мы увидели бы, среди скольких бед и смертей мы ходим, и они каким-то чудесным образом нас минуют.
Иногда промелькнет в сознании неведомо откуда пришедшая спасительная мысль и поможет найти выход из стеснивших отовсюду бед. Иногда наши желания наталкиваются на неожиданные препятствия, и мы готовы бываем роптать, раздражаться, а потом с крайним удивлением замечаем, что какая-то неведомая рука через эти препятствия отвела нас от большой беды. И сколько еще можем мы приметить случаев незримого водительства нашею жизнью, узреть очами веры распростирающийся над нею Небесный Покров! Священномученик Фаддей (Успенский)
Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу. Когда в душе твоей мысли добрые – тебе благо, легко; когда на сердце спокойствие и радость, тогда в тебе дух благий, Дух Святый.
А когда в тебе недобрые помыслы или сердечные движения, тогда - худо, тяжело; когда ты внутренне смущен , тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Когда в нас дух лукавый , тогда при сердечной тесноте и смущении мы обыкновенно чувствуем трудность дойти сердцем до Господа. Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения; а дух благий есть дух несомненной веры. Дух добродетелей, дух свободы духовной и широты, дух мира и радости. По этим признакам знай, когда в тебе Дух Божий и когда – дух злой. Св. Иоанн Кронштадтский
Миром правит Промысл Божий, а не мы, смертные люди... У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит на всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой...
Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог - Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели - для познания Бога. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Назад к списку